«Мамочка, папуля, давайте поиграем!»

«Мамочка, папуля, давайте поиграем!»

Сколько раз в день вы слышите эту фразу от своего любимого чадушки?  Много раз. И это не удивительно, так как для ребенка «играть», равнозначно слову «жить», «дружить». Ребенок научается через игру всему, что ему пригодится в жизни. Ведь не секрет,  что игра является  практической формой  размышления ребенка об окружающем мире. Дети играли во все времена и у всех народов сохранились свои игры. Народные  игры с пением вносят в душу современного ребенка радость  и веселье, приучая при этом к дисциплине и согласованию своих желаний с желаниями других. В каждой народной игре решаются образовательные, воспитательные, развивающие задачи, равно как в сказках, фольклорной поэзии. Дети учатся чутко мыслить и открывать для себя в народной игре лучшие духовные и нравственные качества, такие как: сопереживание, сорадование, соработание. Чувство эстетического наслаждения получает ребенок тогда, когда мама, папа, педагог поют вместе с ним во время игры. Чувства совместной радости  от игры находит яркий отклик в детской душе, что благотворно действует на психическое развитие ребёнка.

Видные педагоги, психологи утверждают, что игра в дошкольном детстве ведущий вид деятельности. И это правило, которым должна руководствоваться  современная семья, выстраивая совместную деятельность с детьми дома. Но так ли это на самом деле? Какое место сегодня отводится игре дома? Вы, дорогие мамы и папы, задумывались над этим вопросом?

А между тем, в народных играх у детей развиваются различные человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, музыкальность. В народных играх складываются такие значимые черты характера, как умение общаться в коллективе в соответствии с обстоятельствами, открыто переживать удачи и неудачи, подчиняться правилам. Основа игр для малышей (1,5 – 3-х лет) – это самые простые правила: точно повторить движение за ведущим, уметь вовремя, по сигналу выполнить то или иное действие, выбрать из предложенных предметов необходимые. Для старших дошкольников правила связаны с выполнением более сложных задач и необходимостью учитывать при этом ряд обстоятельств: что-то отгадать, что-либо найти, вовремя убежать, догнать.

Сотрудничество педагогов дошкольного учреждения с семьями воспитанников одно из важных условий воспитательного процесса. Содержательное наполнение занятий и встреч семейного клуба может быть в полной мере понято, пережито, освоено ребенком только при дополнении, развитии и обогащении в пространстве дома, семьи.

Родители, часто посещающие встречи семейного клуба, становятся активными помощниками педагога – учат правила игр и сами участвуют  в народных играх, организуют пространство, корректируют действия детей. Со временем народные игры становятся достоянием домашней коллекции игр для проведения семейных досугов и праздников. Во время встреч семейного клуба всегда замечаю, что народная игра, со всем своим своеобразием, находит живой отклик в душах детей и их родителей.

Д. Б. Эльконин, один из видных отечественных психологов, называл игру «…гигантской кладовой настоящей творческой мысли». Народные игры обладают особой универсальностью. Они богаты по содержанию, формам, правилам, способствуют оптимизации эмоциональных отношений в любом детско-взрослом коллективе. Это делает их незаменимыми и в ходе занятий с детьми, и в жизни семьи. Язык народной игры архаичен. Но это наш родной     язык. На этом великом языке говорит, по сей день сказка. Этот певучий  язык звучит в напевах, сопровождающих ребенка с первых дней жизни – в колыбельных, пестушках, потешках.

Богатство воспитательного потенциала народной педагогики запечатлено в содержании традиционных игр. Я, как мама сына, педагог, музыкант чувствую огромную потребность в возвращении народных игр в семейную досуговую жизнь. К сожалению, сегодня коллективные формы игры вытесняются индивидуальными. Порой компьютер является главным свидетелем побед и неудач наших детей. И реалии современной жизни складываются так, что передать детям богатство, мудрость, радость и поучительность народной игры, ввести их в эту увлекательную школу приготовления к жизни могут  взрослые – играя вместе с детьми. А взрослые – это мы с вами, дорогие родители.

spacer