Педагогический поиск

«Моя педагогическая философия»
(эссе)

«Есть только одно истинное счастье на земле –
пение человеческого сердца».

И. Ильин

Слова русского философа Ивана Ильина точно передают смысл радостной и одухотворенной жизни в творчестве. Если человеку радостно, будь он малыш или седовласый старик, в любом возрасте он начинает петь, неосознанно, может, даже не вслух, таким образом выражая свои чувства и эмоции. Этот – творческий, духовный акт самовыражения гармонично настроенной души. Поющий человек преображается и внутренне, и внешне. Весь мир вокруг него становится добрым, радостным, наполняется разными красками и звуками. Для меня пение сердца есть тот духовный камертон, по которому настроена вся творческая, профессиональная жизнь. Как пришло осознание правильности выбранного мною профессионального пути? Из какого живительного родника питаются творческие силы? – спросите вы у меня. Попробую дать точные ответы на эти важные вопросы.

В возрасте пяти лет я была абсолютно счастливым человеком просто потому, что светит солнышко, мама с папой улыбаются. Мир нашего с братом и сестренкой детства был наполнен песнями, сказками и совместными играми. Мама с папой имели особую мудрость никогда не давить на нас своим авторитетом, всему учили личным примером, прививали нам любовь к родному краю и созидательному труду, развивали в нас самостоятельность, поддерживали все музыкальные, творческие идеи. Они учили нас доверять людям, быть искренними в своих мыслях, чувствах и делах, любое дело, за которое берёмся, доводить до конца. Мне дороги воспоминания о бабушке, которая своим примером учила жить в ладу с окружающим миром и с собой. Для меня семья – это  бесценный дар, неисчерпаемый источник творческих сил и крепкий духовный щит. Это – первая  и решающая ступень по пути к осознанию выбора главного дела всей моей жизни – воспитанию детей.

Личная встреча с музыкой у меня состоялась еще в младенчестве. Мама рассказывала, что все моё существо было направленно навстречу безудержной стихии разнообразных звуков и шумов. А когда кто-то в доме начинал петь, я замирала, внимательно слушала и затем начинала хлопать в ладоши, гулить.

В возрасте семи лет у меня появилась мечта. На вопрос «кем я стану, когда вырасту», я уверенно отвечала: буду учителем музыки.

Во время учебы в музыкальной школе моё желание только укреплялось благодаря мудрости и талантам учителей. Они показали мне красоту жизни, в которой есть место музыке. Я благодарна всем своим учителям. Каждый из них внес огромный вклад в формирование личности, художественных и музыкальных предпочтений, способствовал развитию моих музыкальных и творческих способностей.

Годы учебы в консерватории – важная  ступень в моём музыкально-творческом и личностном становлении. Здесь желание стать музыкальным педагогом подкреплялось реальными знаниями, умениями и практикой. Именно в эти годы пришло осознание важности воспитания человека путём погружения его в музыкальную культуру разных народов. Приобщение к миру культуры должно начинаться в самом раннем детстве, и именно поэтому мною для себя были сформулированы основополагающие принципы воспитания: дети должны воспитываться в культурной среде, знакомиться с культурными ценностями нашего и других народов. Культура – это источник идей для музыкального творчества детей. Богатство музыкальной культуры питает душу ребёнка, прокладывает путь к более высоким духовным ценностям.

Пение человеческого сердца есть следствие духовной жизни человека. В православный храм я зашла из огромного желания петь высокую музыку, получать эстетическое наслаждение, а приобрела опыт живой традиции православной веры. Испытываешь ощущение радости бытия, когда прикасаешься к этой живой традиции. В ней черпали свои творческие идеи великие композиторы: Михаил Иванович Глинка, Петр Ильич Чайковский, Сергей Васильевич Рахманинов, Георгий Васильевич Свиридов. Живая вера – это ступень, которая даёт много духовных и творческих сил для развития личности музыканта – педагога и в деле воспитания детей.

Первый мой профессиональный опыт работы с детьми связан со Школой Народного Искусства императрицы Александры Федоровны, куда меня пригласили  работать на должность учителя музыки. В школе была создана высокохудожественная образовательная среда, где меня окружали учителя, и каждый из них был уникальной личностью. А главное – меня  приветствовало море любопытных и добрых детских глаз. Музыкальная жизнь в школе кипела, и я гармонично вошла в этот творческий процесс. Школьный хор пел, как весенний ручей, казалось, дети не уставали музицировать – столько  в них было сил и радости. Моё сердце ликовало от возможности вести детей в волшебный мир музыки, идти рядом с ними, вместе петь и играть. В этих условиях каждый ребенок начинал чувствовать в себе силы; создавалась ситуация, в которой он мог свободно реализовать творческие способности и талант.

Сердце, отчего ты поёшь свою счастливую песню? Оттого, что нельзя молчать, когда в доме рождается ребенок – этот  мощный источник неиссякаемой творческой энергии. Все начинается и заканчивается спонтанно, вокруг много шума и радости.

Так, ступенька за ступенькой, я поднималась по лестнице жизни, чтобы стать музыкальным руководителем в детском саду. Музыкальный руководитель – это уникальная профессия, которая требует не только знаний и умений, но и душевной чуткости, духовной искренности, профессиональной деликатности и универсальности. Мне дано право показать ребенку разные дороги, ведущие в мир музыки, а затем дать ему возможность самому выбирать, по какой дороге идти.

Я согласна с утверждением ученых, педагогов, психологов, что дошкольное детство – это уникальный и самоценный период в жизни человека. Его нужно проживать с радостью: спешить исследовать окружающий мир, успешно проходить этапы социализации,  учиться дружить, делать добро людям. Великое счастье – вместе с детьми постигать танцующий, поющий, звучащий музыкальный мир, где важно создавать необходимые условия для получения детьми удовольствия от участия в совместном музицировании. Дети – великие  экспериментаторы и исследователи! Развивать эти качества в них мне помогают игры звуками: в них происходит знакомство со звуковыми характеристиками разных инструментов и голосовыми возможностями детей.

Чтобы музыкальные способности детей развивались гармонично, нужна помощь и заинтересованность семьи. Отрадно, что сейчас у родителей появляется реальная возможность стать равноправными участниками образовательного процесса. Совместно с родителями мы начинаем создавать музыкально-творческую среду в детском саду и в семье, стараемся возрождать семейные традиции музыкального воспитания детей. Опыт проведения встреч семейного клуба показал большую заинтересованность родителей вопросами музыкально-творческого развития. На этом поприще мы становимся единомышленниками и партнерами. Все вместе мы проживаем этот важный, неповторимый период жизни наших детей, наполняя его радостью познания и совместного творчества.

Я точно знаю, что сердце не обманешь! Если оно поёт и не умолкает, значит, человек счастлив. А если человек счастлив, то он может воспитать не одно поколение талантливых, душевно чутких и искренних в своих мыслях, поступках людей.

Я счастлива, когда смеются дети!
Когда в глазах струится радость, теплота.
Когда поют, играют, мир у них в ладошке,
Мир, полный света, чуда и добра!