Письмо пятое: «Сказки»

«Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического … она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды от кривды»». И. А. Ильин
Моё сердце всегда было открыто для сказки. Всё чудесное и сказочное органично уживалось в детском сознании с реальной действительностью. Мне очень нравилось слушать и самой придумывать музыкальные сказочные истории про животных и людей, где был единый для всех язык – песня. Принцесса, великан, леший и русалка, травинка и бабочка, все знали этот красивый песенный язык.

Когда мне было пять лет, я любила слушать, как бабушка рассказывала русские и карельские народные сказки, переходя иногда с русского на карельский язык. Они все очень певучие. А бабушкина речь была неспешная, выразительная. Я сочувствовала добрым героям и ждала конца сказки, чтобы узнать победит ли добро. Маленькой девочке было важно, чтобы добро всегда побеждало зло. Мне и сейчас это важно. Самый сказочный композитор для меня был Петр Ильич Чайковский, его «Детский альбом» оживал при первых услышанных звуках, а самый сказочный художник Виктор Васнецов.

В школе мой сказочный мир наполнялся произведениями талантливых писателей, композиторов, художников. Так, самым любимым сказочным композитором стал Николай Андреевич Римский-Корсаков. Его с Николаем Островским «Снегурочка» стала для меня гимном русской поэтической сказке. Прекрасные сказочные образы Леля, Снегурочки, Весны, Берендея остаются и поныне любимыми сказочными образами. Все вокруг пело, наполняло душу красотой и любовью. Затем произошло знакомство с былинной оперой – сказкой «Садко». При знакомстве с музыкой Н. А. Римского-Корсакова оживали образы из сказки гениального поэта Александра Сергеевича Пушкина. Это были образы: царя Салтана, царевны Лебеди, Белочки, богатырского войска. Сколько раз мы разыгрывали сцены из любимых сказок дома!

Когда я училась в пятом классе, хор нашей музыкальной школы отправился на хоровой фестиваль в город Сортавала. Красивый карельский город на берегу Ладоги. Вся природа этих мест до сих пор напоминает мне северную сказку. Фантастические шхеры, камни – исполины, сосны, как мачты, леса и озера. В фестивале принимали участие все хоры музыкальных школ Карелии. Это был настоящий праздник хорового искусства. Мы все вместе пели гимн музыке «Viva, viva la musica» А после фестиваля побывали в музее города Сортавала. Там я впервые узнала о добром сказочнике. Его имя Николай Константинович Рерих. От его картин веяло суровым спокойствием, пока неразгаданной мною тайной. Картины этого художника – сказочника оставили глубокий след в моей памяти. А с годами в моём мире два сказочника – композитор Н. А. Римский-Корсаков и художник Н. К. Рерих стали добрыми друзьями. Это был прекрасный творческий союз, где слово, музыка и живопись творили необыкновенную по красоте и искренности сказку. Эта сказка помогает возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

С рождением ребёнка жизнь приобретает иной смысл. Всё вокруг подчинено благородной и творческой идее воспитания Человека. Так случилось и со мной. Мой сын Ванюша до сих пор любит, когда ему рассказывают сказки. Ласково прижмется ко мне или бабушке и внимательно слушает, старается не пропустить ни единого слова. Я чувствую, как он благодарен нам за эти мгновения счастливого единения и абсолютного счастья.
Согласитесь, что природа ребёнка всегда требует сказочности, чуда, потому что это естественное состояние его детской жизни.

Ребёнок живет в мире чувств, эмоций и образов. Сказка знакомит ребенка с богатым и непростым миром человеческих взаимоотношений, учит находить гармонию с окружающим его миром. Сказка даёт полёт детскому мышлению, воображению и фантазии, в то же время является мощным источником нравственного воспитания детей. Сказка часто приходит на помощь, если надо сделать правильные выводы не в назидательном характере, а просто и понятно. При знакомстве со сказкой происходит обогащение эмоционального интеллекта и речи ребенка.
Для того чтобы сегодня раскрыть сказку во всей её красоте, нужно возродить чтение в кругу семьи. Прекрасные образцы обработки и пересказа русских народных сказок для детей были созданы К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым; А. Н. Толстым, А. Н. Нечаевым, М. А. Булатовым, И. В. Карнауховой, А. П. Платоновым, А. М. Ремизовым, Д. Н. Маминым – Сибиряком, Б. В. Шергиным, П. П. Бажовым, О. И. Капицей. Этот список можно продолжить. Папам и мамам нужно учиться искусству сказителей, чаще устраивать домашний театр, где можно вместе с детьми ставить кукольные представления.

Родители, владеющие искусством рассказывать сказки, заслуживают доверие со стороны детей. Они получают возможность мягко корректировать поведение малыша, направлять его душевное и духовное развитие. Таким образом, не нарушается преемственность в передаче уникального сказочного опыта предшествующих поколений ныне живущим.

И как в хорошей песне поется:
«Сказки, сказки – это чудеса,
С нами остаются навсегда.
Наполняя сердце лаской и добром,
Входят сказки с детства в каждый дом»

spacer